Anna the Human (bikinitrip) wrote,
Anna the Human
bikinitrip

Categories:

Белград не то, чем кажется

Во первых строках моего письма стоит сказать большое спасибо Эмиру Кустурице, Горану Бреговичу и их большой команде за то, как мы представляем себе Сербию. Стараниями этих отчаянных романтиков образ Сербии и Сербия настоящая это две совсем разные страны, увы. Конечно, я опрометчиво сужу о всей стране по одному городу, но знаете, это не такая большая страна.



Наверное многие гости Сербии ожидают в первую очередь увидеть улыбающихся людей, сияющих золотыми зубами, обнимающих кур и гусей, снующих тут же под ногами поросят и обязательно человека с аккордеоном или даже целое дерево, увешанное музыкантами. За сутки, проведённые в Белграде, мы встретили одного человека с аккордеоном, но на местном Арбате и играл он что-то не совсем балканское. И поросёнка при нём не было. В целом Белград оказался больше похож на Индию, чем на Сербию Кустурицы и Бреговича, но и на Петербург не менее. Ну, так обо всём по порядку.



Поезд, который привёз нас в Белград, был заполнен практически полностью. А так как билеты наши были без мест и с открытой датой, то нам ещё повезло, что мест хватило на всех.
Сербия не член ЕС, так что примерно на середине пути на остановке Келебиа вежливый венгерский дядечка закрыл наши шенгенские визы. А на следующей остановке в Субботице позитивный сербский пограничник поставил нам штамп о въезде. Россиянам виза в Сербию не нужна, если планируемое пребывание продлится менее 30 дней. Нет в Сербии и евро, зато есть местная валюта динар, которых мы наменяли в обменнике по курсу 1 евро - 120 динаров. Цены низкие, Сербия - самая недорогая страна всего маршрута.
Первое, что бросается в глаза - надписи на кириллице. Но сразу замечаешь, что есть надписи и на латинице. Слова те же, а буквы другие. Оказалось, что нет единого мнения между сербами, какими буквами писать. Использование алфавита исподволь отражает политические взгляды. Западники, симпатизирующие ЕС, предпочитают использовать латиницу. Обиженные на НАТО славянофилы пишут кириллицей. Штамп в паспорте был кириллическим, а надписи на банкнотах продублированы обоими алфавитами.



Вокзал Белграда и по размеру, и по ухоженности, и по металлическим направляющим к кассам больше всего напомнил мне вокзал в Харидваре. На тот момент мы ехали уже полторы недели и преследовавшая нас жара вызывала острое желание поскорее окунуться в лазурные воды Адриатики. Поэтому первым делом мы пошли покупать билеты на поезд до Черногории. Об этой покупке и о самом поезде рассказ отдельный, я размещу его в конце этого поста.
Как оказалось, наш поезд из Будапешта немного задержался в пути из-за плохого качества сербских железных дорог. Он нигде не стоял, но ехал медленнее, чем нужно. Поэтому когда мы купили билеты и разведали камеру хранения для багажа на завтра, было уже 6 часов вечера. Хоть комнаты в Белграде на букинге и других ресурсах и стоили в два раза дешевле, чем в других странах, мы всё равно собирались ночевать у Фреди, друга Ани, нашей подруги из Будапешта. Он предупредил нас, что до его дома ехать не меньше получаса, поэтому мы поспешили на остановку.



Для проезда в белградских автобусах нужно заранее покупать карточку, как в Латвии. Карточка эта называется БусПлус, купить её можно во всех газетных киосках за 40 динаров. Стоимость одной поездки по карте - 89 динаров, а срок действительности карты зависит от суммы пополнения:
- один день при пополнении на 280 динаров (три поездки);
- три дня при пополнении на 720 динаров (восемь поездок);
- пять дней при пополнении на 1100 динаров (двенадцать поездок).
Поездка в автобусе без карты при оплате водителю обойдётся в 150 динаров. Так что если ездить не один раз, как мы, то с помощью этой карты можно неплохо сэкономить.



Фреди классный парень и утром отвёл нас к самой впечатляющей (для нас) достопримечательности Белграда. А что могло впечатлить нас больше, чем огромное дерево возрастом в полтора века, обхватом ствола более 7 метров и диаметром кроны 50 метров!?
Находится этот платан-долгожитель в парке Топчидер. Раньше этот парк был резиденцией сербского князя Милоша Обреновича, который по легенде очень любил платаны, но в Сербии они не росли. По одной из версий саженцы ему подарил король Австрии. Несколько десятков было рассажено по всему парку, а последний князь повелел посадить прямо перед крыльцом своей резиденции. Вот он, последний, и вырос во славу Сербии самым старым платаном в Европе.
В самой резиденции, размеры которой заметно меньше деревца, разместился музей и кафе, где можно продегустировать домашнюю ракию. Парк сейчас не очень ухоженный, но большой и похож на фрагмент леса внутри города.
В центр Фреди с нами не поехал, было много работы. А мы доехали до вокзала на такси (всего 450 динаров!) и сдали вещи в камеру хранения (всего 120 динаров за две сумки!). Дальше мы пошли гулять пешком по Белграду.



Жара стояла ещё сильнее, чем в последний наш день в Будапеште. В такую погоду пыльный и обшарпанный город воспринимался ещё более угрюмо. Не так давно город подвергался бомбардировкам и это заметно. Есть частично разрушенные здания с заколоченными окнами, которые никто до сих пор никто не восстанавливал. Где-то на месте руин наскоро построили домики в один этаж.



Войн на честь Белграда, основанного в третьем веке нашей эры, выпало немало. И каждый уважающий себя завоеватель предпочитал сровнять большую часть города с землей. От древности в Белграде остались лишь крупицы. Большинство достопримечательностей не ранее 1830-х годов постройки. Пестрая кирпичная церковь св. Марко, которая украшает половину сувенирных магнитиков, построена всего лишь в 1930 году. А самый большой православный храм на Балканах со второй половины магнитиков - собор св. Савы открылся для посещения вообще в 2004 году, хотя начали его строить в 1894. Впрочем, он и сейчас не завершён, работы ещё ведутся.



Здание народной скупщины, то есть парламента Сербии строили с 1904 по 1936 год. Мы также застали какую-то ужасающию прокламацию длиной со всё здание парламента явно разжигающую межнациональную рознь между сербами и албанцами.



А вот хорошо сохранившийся и ухоженный дворец княгини Любицы. На дворец он, конечно, не потянет. Но построен в середине XIX века. Примечательно, что дому присвоен статус музея и внутренние интерьеры так же сохранились без изменений. Так что всё самое интересное у него внутри.



В симпатичном особняке разместился музей имени самого известного серба на планете - Николы Теслы. Степень его известности подчеркивается оживлённой очередью из иностранцев у кассы. Но увы, нам в музей попасть не удалось. Тесла бы наверное расстроился, если б узнал, что его музей отстал от прогресса и не принимает к оплате карты. Стоимость посещения 500 динаров и оплатить можно только наличными и только в местной валюте. Поскольку мы заехали в Белград всего на день, с таким запасом деньги мы не меняли, налички нам хватило бы только на один билет. Впрочем, я слышала противоположные отзывы об этом музее. Некоторые говорят, что музей недостаточно интерактивен и скучноват, а другие, что экспозиция очень познавательная. У нас нет своего мнения, есть только магнитик с Теслой и банкнота в 100 динаров с ним же.



Самое плотное скопление зданий постройки позапрошлого века на улице кнеза Михаила. Эта улица - белградский Арбат, хотя бы раз её стоит пройти от начала до конца. Место действительно симпатичное, много сувенирных лавок, кафе, уличных музыкантов и туристов.



Своей северной оконечностью улица кнеза Михаила упирается непосредственно в Калемегдан - городской парк, окружающий ключевую достопримечательность Беграда, колыбель цивилизации на Саве и Дунае - Белградскую крепость. Началось всё с того, что в первом веке нашей эры через этот холм проходила римская дорога. Потом на удобной возвышенности римляне поставили лагерь, потом вокруг него вырос город. На остатки римских строений можно посмотреть где-то в нижней части крепости. Мы дошли до крепости к закату, археологическая экспозиция уже не работала.



Как известно, римляне строили слишком хорошие дороги. По ним на крепость из белого известняка кто только не приходил. И кельты, и готы, и галлы, и гунны, и византийцы, и крестоносцы, и болгары, и венгры, и османцы, и... Впрочем я уже обмолвилась о тяжёлой истории города. Нынешняя крепость похожа на лоскутное одеяло, ворота имени того, башня имени сего, стена имени третьего и так далее. От каждого периода по крупице. Сверху добротный слой реставрации и вуаля, некрасивая крепость готова. Ну правда, не зрелищная она какая-то.
Вот есть хорошая наглядная карта крепости на официальном сайте, можно оценить масштабы сооружения.



Довершает картину не самое лучшее соседство. Непосредственно внутри крепости расположен парк с роботизированными фигурами динозавров и музей военной техники (XX век). Это уж мне откровенно не понравилось. Как будто динозавры в Кремле или гаубицы в Колизее... Абсурдно!



Закат на Калемегдане хорош. Сюда приходят проводить солнце на каменном парапете не только гости города, но и местные жители. Сава сливается с Дунаем, панорама живописная и умиротворяющая. А главное хорошо видно откуда враги наступать будут.
Полюбовавшись закатом, мы поспешили обратно на вокзал. Именно там мы и заметили как происходит современное мирное нашествие на Белград - нашествие беженцев из Сирии. На контрасте с другими столицами нашего вояжа Белград оставил в некоторой степени удручающее впечатление, но не смотря на это, в него всё-таки захочется вернуться ещё раз. Есть у него какое-то альтернативное скрытое естество. Не такое, как в фильмах Кустурицы, но не менее интересное. Бывали мы в разных "непричёсанных" местах, у них тоже бывает изюминка.
В 9 часов мы загрузились в поезд, который отвезёт нас в Подгорицу, столицу Черногории. И вот обещанный рассказ о нём.



Как купить билет на сербский поезд и почему нужно ехать по железной дороге
Путешественники часто выбирают ночные поезда, потому что ночной переезд как таковой позволяет сэкономить на отеле, а в поезде к тому же можно достаточно прилично выспаться. Однако этим поездом можно поехать в любом случае, где бы вы ни предпочитали спать.
Белград-Бар считается самым красивым и самым опасным железнодорожным маршрутом. Опасным он был в девяностых, когда из-за недостатков финансирования дорога пришла в плачевное состояние, а бомбардировки НАТО довершили картину полной разрухи. Сейчас пути достаточно отремонтировали, чтобы маршрут уже не был самым опасным, но он все ещё остался самым красивым и очень медленным. Путь чуть менее 500 км поезд идёт 12 часов и регулярно задерживается в пути. Но это 12 часов прекрасных горных пейзажей. Конечно за исключением 254 тоннелей общей протяженностью более 100 км! Два самых длинных тоннеля - более 6 км каждый. Вот такие вот интересные факты про железную дорогу. Хочешь спи, хочешь в окно любуйся.
Мы выбрали спать. Уже не хотелось сидеть и смотреть в окно, впечатлений и так было выше крыши. Хотелось приехать в Черногорию утром, хорошенько выспавшись по пути.
Во время планирования этого путешествия я читала рассказ Петра Тагинцева, который уже проехал тем же путём от Будапешта ещё в 2015 году. Он писал, что пришлось ему ехать на ночном автобусе из-за того, что единственный поезд Белград-Подгорица ушёл около 18 часов. Сейчас ситуация заметно улучшилась. Поезда два: в 9 утра и 9 вечера. Можно также доехать и до городов Сутоморе или Бар на побережье.
Мы покупали билеты всего лишь за сутки и в самый высокий сезон, но они были. Хотя поезд оказался забит людьми до отказа. Вероятно, что может и неповезти. В таком случае автовокзал находится справа вплотную рядом с железнодорожным.
Стоимость билета и на автобус, и на поезд одинаковая - примерно 25 евро. Обратите внимание, что билеты до Черногории продаются в кассах местного назначния (отголоски Югославии), нет необходимости стоять в очереди в международные кассы. Приятная дама за кассой даже говорила немного по-русски, лучше чем по-английски, и охотно помогла нам, используя их обоих.
Удачи вам, если решите идти этим путём. Это не трудно, но весело и интересно.
С прибытием в Черногорию путешествие заканчивается, но про неё я ещё напишу отдельно. Всем привет!

Tags: Европа, Сербия, внезапно, спроси меня как
Subscribe

  • 5 озёр: новый формат путешествий

    Речь пойдёт не об алкотуризме, как вы могли бы подумать, а о настоящем походе в горы. Нам самим до сих пор трудно в это поверить, но 90 км за 7 дней…

  • Будешь в Будве, забегай к Будде

    Что расказать вам о Черногории, друзья? О Черногории не нужно разговаривать, туда нужно ехать. Классно там))) Ночной поезд из Белграда прибывает…

  • В Будапеште будь пешим

    Великолепие Будапешта не описать словами. Я долго думала, как выразить восторг, но писать одними междометиями несодержательно и будет понятно только…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments