Category: природа

Category was added automatically. Read all entries about "природа".

котик

Здравствуйте!

Это сообщение тут закреплено.
Всем привет! =)
Я тут пишу обо всем интересном, что случается вокруг во время наших длительных путешествий. Записки ни на какую художественную или историческую ценность не претендуют, но могут быть любопытны путешественникам или начинающим кулинарам.

Использование изложенного опыта в своих частных некомерческих целях абсолютно приветствуется =)

Апд.: за два года здесь уже много всякого накопилось. Найти всякую информацию про получение и продление виз можно по тегу "визы".
А вот в теге "кулинарь" уже черт ногу сломит. Чтобы вам (да и мне, что уж греха таить) не приходилось долго искать всякие вкусные рецепты, я организовала навигатор под катом. Список будет пополняться)))

[Искать!]

Непальские блюда:
Жареная карела
Ачар из дайкона
Острые грибы
Жареная картошка
Тушеные овощи
Курица-гриль
Момо, тукпа, чоумин

Индийские блюда:
Таматар панир малай
Кашмири пулао
Тыквенное карри и Бенгали таркари
Кичри
Карри из баклажана
Три рецепта из нута (нут с болгарским перцем, чана-райта, хумус)
Алу парата и балкарско-карачаевский хычин
Жареный картофель с капустой и дал
Шак и палак-панир
Гоа: фиш-карри и чикен-шакути

Другие блюда:
Блины с припеком
Карри из батата
Тайский Пад Тай
Суп-пюре из тыквы

мы

Наблюдение за птицами

Всё началось 10 лет назад, когда Серёга полетел в Гоа в первый раз. За эти 10 лет мы бывали и живали в разных местах, но в Гоа больше всего. Для Сереги это шестой полугодовой сезон. Это я к тому, что таким стажем уже сложно придумать какие-то новые места, куда-нибудь поехать за свежими впечатлениями. Но мы себе развлечение придумали.

Collapse )
велик

5 озёр: новый формат путешествий

Речь пойдёт не об алкотуризме, как вы могли бы подумать, а о настоящем походе в горы. Нам самим до сих пор трудно в это поверить, но 90 км за 7 дней с рюкзаками по горам Алтая мы сделали! Этим рассказом я хочу передать привет моим краснодарским родственникам, большим любителям пешего туризма. Настя и Дима, это явно вы своих туристических спор на нас натрясли))).
Наш маршрут включал знаменитые Мультинские озёра и чуть менее знаменитое, но не менее живописное озеро Куйгук. Конечно с точки зрения знатоков и опытных туристов наш поход просто игрушечный. По возвращении серегин отец, кандидат в мастера спорта по пешему туризму, торжественно сообщил нам, что даже до первой категории мы не дотянули. Не хватило ещё 40 км. Но для нас, совершенных ленивцев без какой бы то ни было физической подготовки, это был настоящий рывок в гиперпространство, и мы до сих пор чувствуем себя героями собственного блокбастера)))


Места вокруг Мультинских озёр уже хорошо обхожены туристами и подготовлены егерями, поэтому там каждый волен сам усложнять или облегчать себе условия похода. И несмотря на большой поток людей, там невероятно красиво. Вы убедитесь, что каждый сможет открыть для себя красоту гор и озёр. И я постараюсь вставить как можно меньше фотографий, всё равно они не передают всего великолепия. Всем заинтересовавшимся велкам под кат!
Collapse )
зеркало

Петух, уходи!

Были у меня большие планы на январь. Я собиралась купить объектив, много фотографировать и писать: о двух не очень туристических водопадах Гоа, о других пляжах Махараштры, о вкусной зелени амаранта и фенугрека, о том, как цветет кешью и манго. Однако, вы ничего этого не читали, потому что человек предполагает, а бог/судьба/провидение/карма располагает. И делает нас сильнее.



Collapse )
мы

Лавр, кассия и корица - смотри не перепутай!

Начнем с того, что тот самый лавр, к которому мы привыкли с детства, в Индии практически не встречается. Я бы могла написать «не встречается совсем», но вдруг где-то есть пара кустиков. Во всяком случае, мы не встречали, в магазинах не видели. В продаже в Индии есть кое-какие bay leaf, но при ближайшем рассмотрении они совсем не похожи на Лавр благородный, на вкус и запах совсем другие, в качестве замены не тянут.
Визуально эти листья легко отличить: они большие и продолговатые, с тремя или более отчетливыми продольными прожилками. Как выглядит нормальная лаврушка, не мне вам рассказывать.

bay-leaves-photo

Что же это за листья?
[Далее страшная история, детектива!]Как-то шли мы по улице и увидели деревья с такими листьями. Сорвали, понюхали… Наши приставания к дереву через забор не остались незамеченными добросердечным прохожим, который смог объяснить на пальцах, что это дерево… корица!
Сейчас будет сеанс ботаники. Оказывается, в семействе лавровых 56 родов. Один из них собственно лавр и его ботаническая родина в Средиземноморье. В этом же семействе и коричник. Из этого мы можем сделать вывод, что лавр и корица родственники. Дальше интереснее.
В роду Коричник или Cinnamomum целых 369 видов. И только один из них собственно корица - Cinnamomum verum. Это дерево родом со Шри-Ланки. Его кора тонкая, светло-коричневая и очень ароматная. Однако не только с этого дерева снимают кору в угоду гурманам. И не только кору…
Многострадальным деревом оказалась Кассия или Коричник китайский – Cinnamomum aromaticum или cassia. Листья кассии активно используются в индийской кулинарии, а также впариваются европеоидам вместо лаврового листа. Хотя отчетливого способа отличить листья кассии от листьев Cinnamomum tamala, которые используются аналогично, я не нашла. Ну, одинаковые они.
Кора кассии по аромату похожа на корицу настоящую, но запах более резкий. Сама кора на вид более грубая, сероватая, толстая, плохо скатывается в любимые всеми изящные трубочки.
Так как корица дороже, кору кассии часто подмешивают в молотую корицу или, пользуясь неграмотностью туристов, продают вместо нее прямо дровами. Такие дела.
На самом деле индусам и непальцам просто пофигу настоящая у них корица в дале или кора кассии. Если не видно разницы, тогда зачем платить больше? - это их основной принцип. Даже если разница есть.
А теперь вопрос: вы уверены, что у вас на кухне корица? Можно провести тест при помощи раствора йода. Настоящая корица дает слабое окрашивание в синий цвет. А в коре кассии гораздо больше крахмала и она должна давать густой синий цвет. В зависимости от процентного содержания, конечно.
Я затестила. В моем пакетике «молотой корицы» корицы не обнаружено. Я так и знала, что нельзя этим индусам доверять! :)))
И под конец совет: если с корицей все не так уж и страшно, они действительно очень похожи, то лавровый лист и лист деревьев из рода Коричник - это две совершенно разные истории. Если в рецепте вам предлагают положить лаврушку в индийское блюдо, не верьте. Этого делать не стоит. В индийской и непальской кухне нет и не может быть лаврового листа. Лучше просто пропустите этот пункт, чтобы не искажать аромат блюда. Или используйте смесь карри, в которой кассия присутствует.
мы

Древовидный помидор

Да, представьте себе, бывают еще и помидоры-деревья. Чего только нет в природе!?)))
Само дерево мы не видели, но вот помидоры, то есть тамарилло.

DSCF5056

Кстати, мы тут ехали мимо аэропорта и видели там то самое орхидейное дерево со съедобными цветами. Фото добавлено.
Но вернемся к нашим помидорам.

[Что за фрукт такой тамарилло?]Тамарилло – это красивое коммерческое название фрукта (или овоща?), которое придумали новозеландцы. Само же дерево называется Цифомандра свекольная или по-русски томатное дерево. Относится к семейству Пасленовых, то есть имеет непосредственные родственные связи с томатом обыкновенным.

По вкусу тамарилло очень похож на крыжовник. Прям я бы сказала, что крыжовник чистой воды, но Серега заметил некоторые нотки киви. Фрукт достаточно кислый. Говорят, красно-фиолетовые разновидности еще кислее.
Шкурка у тамарилло жесткая и горькая, поэтому ее не едят. Счищают ее как с помидора, методом ошпаривания, или как с киви – методом выскребания мякоти ложкой.

DSCF5090

На одном русскоязычном сайте говорилось, что в Россию тамарилло возят, причем лучшие плоды везут именно из Новой Зеландии, имейте в виду.

Что же готовить из тамарилло? Тот же русскоязычный источник предлагал добавлять чуточку тамарилло в смузи слово-то какое для придания тропического аромата. Нам же дикарям пришло в голову лишь использовать его как обычный помидор)))) К слову непальцы готовят из тамарилло чатни (соус), точно так же как из помидоров.
Тамарилло в рагу из ямса вел себя как не древовидный родственник, но был ощутимо кислее. Зато салат из тамарилло с кинзой и оливковым маслом у нас получился отменный. Если добавить еще листьев салата, то будет вообще ништяк. А если противники кинзы уже сморщились, то сначала попробуйте!!
В условиях сурового сибирского лета можно попробовать сделать салат из кинзы и крыжовника )))))
мы

Где это мы пропадали? часть вторая, непальская.

Как я всем хочу показать Непал! Какой он прекрасный, зеленый и немножко игрушечный!
Но 24 января мы с родителями пересекли границу и вошли в какое-то чудовищное царство мглы и пыли. Вот такая вот была погода. Потом мы еще и сели в настоящий ночной непальский автобус. Это было достаточно серьезное испытание, но автобус был не худшим, поэтому все выжили и местами даже сохраняли самообладание, когда в полпятого утра 25 января выгрузили свои тела в Покхаре. Вслед за туманным приветствием, практически таким же недружелюбным, как индийский двадцати часовой дождь, нас ждало прекрасное теплое и солнечное утро.

Ом мани падме хум

[Вперед, по горам!]

Первое, что мы сделали - это взяли лодку и поплыли по Феве. И это было удивительно верное решение! Мы с Серегой вообще этого никогда не делали, а оттуда между прочим все горы видно.

Гребет гребец

Для первого дня этого было достаточно, так как никто из нас не спал больше трех часов))) Еще мы ходили пить тонгба вечером. Но родителям тонгба не понравилось. Не то чтобы я расстроилась, но поняла, что, видимо, это мы уже тут совсем обнепалились и перестали на нормальных людей походить.

На следующий день 26 января мы завели родителей в дебри.

Окрестности

Ходили пешком. Показали им где кончается озеро Фева, что из него вытекает, какой обалденный каньон оно промыло и так далее. То есть отвели их на водопад Деви и в пещеру Гуптешор Махадев. Воды в это время года было удивительно мало. Недаром говорят, сухой сезон. Кстати, у папы получилась интересная фотография из пещеры.

Пещера с водопадом

27 января была самая лучшая погода для поездки на Сарангкот.

Аннапурна

Вот там мы все нафотографировались в различных комбинациях друг с другом и с горами))) А еще смотрели в бинокль на горы. Кто-то птичку видел, кто-то след от схода лавины на склоне горы. Я ничего интересного не увидела, но меня заставили признаться, что мне понравилось)))) Да-да)))

Сверху горы, снизу пыль

Папа тестил легендарный индийский Royal Enfield 350. Сказал, фигня))) Да и даже по размеру рядом с ним он кажется, если не игрушечным, то подростковым. В горку он их обоих, конечно, завез. Но как бы с этим справился Kawasaki Vulcano)))))

Мама, Папа, Энфилд и Аннапурна

В этот же день мы ломанулись и на Ступу Мира. Но после обеда горы заволокло облаками. Хотя Ступа по прежнему бела, прекрасна и умиротворительна.

Следующую вылазку по достопримечательностям мы осуществили 1 февраля. Поехали на озеро Бегнас. И с него, оказывается, горы видно зимой!

Бегнас

Где-то в эти дни мама и папа безуспешно пытались поймать в каком-нибудь из озер хоть какую-нибудь любую рыбку. Но рыбки были холодны к их страстным порывам, взаимностью не ответили. Вместо рыбы в Бегнасе удалось выловить гусеницу. Спасение утопающих гусениц, как известно, дело плавающих на лодке энтомологов.

Гусеничка

В это время мне уже начало казаться, что мама с папой уже устали от этого дурацкого путешествия, в котором не было ни люксов, ни пляжей, ни коктейлей с зонтиками, а только сплошные сомнительные столовки и дорожная пыль в глаза. Но когда нам с Серегой пришлось на пару дней остаться дома срочно поработать, они не теряли времени даром и даже покатались сами, ориентируясь по карте.

3 января пришлось нам всем вместе погрузиться в туристический автобус до Катманду. Мне понравился туристический автобус. Не знаю, кто сказал, что он стоит 20 баксов. 650 рупий он стоит. Но минус у него один есть - он отправляется один раз в день утром. Катманду был рад нас приветствовать и даже показал свой горный массив Ганеш Гимал. Но на фото его не очень-то видно.

Катмандинские крыши

Ходили смотреть на вечерний Дурбар. Всем, кто собирается посетить Катманду, будет полезно знать, что с 6 вечера до 6 утра вход на площадь свободный, а днем 700 рупий.

4 февраля весь день был посвящен экскурсиям по Катманду. Но бешено суетный и адски пыльный город как-то не воодушевлял родителей, и им даже сразу домой захотелось. Признайтесь, вы на Сваямбу пошли только потому, что мы вас заставили)))) Хотя ступенек там и правда много.

Когда уже кончится эта лестница

Я вас так люблю. Приезжайте еще. Только не так, чтоб скакать по городам и весям, а чтоб сесть в кресло на балконе и смотреть на пейзаж. А то так слишком быстро и создается ощущение, что мало. Или просто мало.

В общем-то это конец. Вот такой был замечательный приезд родителей, и вот так внезапно он кончился. 5 февраля самолетом из Катманду.

Сваямбу

П.с.: в следующий раз расскажу какую мы сняли прекрасную квартиру всего за 5 тыщ русских рублей в месяц. вот только приберусь тут...

мы

Хари ом!

Приятно приезжать куда-нибудь во второй раз. Именно второй. Первый раз на тебя смотрят как на новенького, а в третий как на завсегдатая (хотя в этом тоже есть некоторая прелесть). Во второй раз вы видите бесценную искреннюю радость знакомых людей. Даже дедушка в молочной лавке просиял, увидев нас, хотя обычно он сохраняет суровое выражение лица.
Это я к тому, что мы приехали в Ришикеш. Хари ом, дорогие читатели! То есть "здравствуйте" по-местному.
Лакшманджула

[Тут можно почитать "как дела"))]Добрались хорошо, без неприятностей и человеческих жертв, хотя и по той же дороге через Махендранагар-Банбасу. Заселились в полюбившийся нам "кошкин дом", он же Блю Хотель. Правда не в свои 33 квадратных метра, которые нынче заняты какой-то турчанкой, а в соседние огромные апартаменты с двумя спальнями. Будем теперь порознь спать, хаха, шутка! Холодно спать по-одному. Вообще, эти необъятные хоромы вызывают у меня ассоциации с замком Кентервилль. Не потому что кто-то цепями звенит, нет))) Это все гулкий простор, мраморный пол и сквозняки. Надо купить скотч и заклеить щели.
Индусы выучили русское слово киска
Погодка августовская, и такой будет всю зиму (а потом сразу июнь). Солнце греет как надо, а вот ветер холодный. Так что по ночам совсем не тропические ощущения. Серега кашляет еще с Катманду, но нам поможет куст душицы у крыльца! Кстати, индусы ее называют мУра и используют как орегано. А вот о ее целебных свойствах не знают. От всяких простудных явлениях они используют "священный базилик" тулси, соседний куст в палисадничке)). Это мне рассказал Сэм, управляющий ресторана, который открылся во дворе Блю Хотеля. Ресторан под окном это, конечно, минус. Мне нравилась деревенская тишина. Но он не большой, можно сказать совсем крошечный. Для гномиков))
P1120381
В Ришикеше все спокойно, никаких следов нашумевшего июньского наводнения. Дорогу на Лакшманджулу заасфальтировали, рис смолотили, гранаты цветут, редиска колосится. Коровы, обезьяны и зеленые ожереловые попугаи чувствуют себя хорошо и передают всем привет!
Я вспомнила, что со всеми этими праздниками-сборами-переездами забыла сделать постхэллоуинский пост про тыкву. Уже даже написала, но фотки нет. Завтра схожу за ней в лавку, приготовлю, сфотаю и поделюсь таки с вами. Благо что в Ришикеше чуть ли не самые дешевые овощи, которые мы покупали. Вот такой вот набор стоит всего 105 инд.рупий, то есть по нынешнему курсу 56 рублей.
Картошка-моркошка
мы

Все достопримечательности Покхары в одном посте

Я адвокат Покхары. Все-таки она особенная для меня, задевает какие-то струны души.
Допускаю, что не все могут придерживаться моего мнения. Минусов у Непала полно, но лучше ведь обращать внимание на плюсы)). Поэтому я расскажу о том, что можно увидеть в Покхаре, а вы скажите, стоит ли отдельно рассказать об отрицательных сторонах жизни здесь?
Гималаи
[исследовать Покхару]Все основное очарование Покхары в ее природе. Ведь это Гималаи! Что еще нужно!? Все едут в Покхару посмотреть на горы. Главная достопримечательность – гряда Аннапурны. Пешеходы могут отправиться в трек, а ленивые просто наслаждаться видом гор, который в хорошую погоду доступен практически из любой части города более или менее целиком. А что бы посмотреть на них в перспективе, можно заехать на возвышенность, например, на Сарангкот (1592м над уровнем моря). На мотоцикле это займет не более получаса. Вот тут, например, тут и еще тут я уже рассказывала, как мы ездили в прошлом году.
Та самая «хорошая погода» в Непале, к сожалению, не всегда. В летние месяцы сезон дождей, и горы чаще всего скрыты облаками, мимолетно появляется какая-нибудь сияющая вершина и через десять минут опять исчезает. Для наглядности вот мой погодный календарик за лето 2013 от 10 июня до середины сентября.
календарик
Зачем я его вела, не понятно =). Единственная информация, которую из него можно извлечь: летом в Непале облачно, и каждый день хоть маленький дождик да пройдет, а то и мощный ливень. Сейчас днем уже ясно, но горы все равно почти все в облаках, увидеть их во всей красе можно только на рассвете. Мы как раз собираемся проделать такую поездку. А пока вот что мы видим в 8:30 утра.
Аннапурна Западная
Весна тоже не самый лучший сезон для любования горами. После сухой зимы пыль висит над долиной Покхары легкой дымкой. Хотя в треке, наверное, это не мешает. Лучше всего горы видно осенью и зимой с октября по март. Но в это время в Покхаре холодно! Всего каких-то 15 градусов. В условиях отсутствия любого отопления это достаточно прохладно. Но, поверьте, оно того стоит. Недаром тысячи туристов ежегодно сюда едут посмотреть на восьмитысячники и наслаждаться всякими, сопряженными с горами развлечениями. Кроме трекинга, следующий по популяности – парапланеризм, и его разновидность – полеты со специально обученными орлами – парахоукинг.
Даже не знаю, нужны ли Покхаре какие-либо еще достопримечательности))) После гор, все вторично. Но даже в несезон тут тоже очень хорошо, и есть на что посмотреть. Например, озера!
Фева
Фева доступна к просмотру круглосуточно. Можно по берегу гулять, в беседке сидеть, на лодочке покататься, гребца можно нанять. Соседние Бегнас и Рупа тоже стоит обязательно посетить. Вот тут я рассказывала, как это было в прошлом году. На озерах можно не только плавать, загорать, купаться, но и ловить рыбу.
Бегнас
В южном конце озеро Фева перегорожено маленькой дамбой и из него вытекает речка. Речка промыла живописнейший каньон. И заканчивает свой путь удивительным водопадом – она проваливается под землю. Увидеть каньон и Devi's Falls можно, если пойти пешком вдоль речки или поехать на байке до конца лейксайда и направо по Сидхартха шоссе. Вход на водопад стоит каких-то символических денег, сейчас уже не помню, что-то вроде 40 рупий (0.4$). О том, как он выглядел в прошлом году тут.
Впечатление о водопаде будет не полным, если не посетить пещеру Гуптешор (Gupteshwar Mahadev Cave). Мы и сами в ней побывали только на этой неделе. Поэтому расскажу о ней подробней.
[про Гуптешор Махадев Кейв]Что бы найти пещеру, нужно всего лишь перейти дорогу от водопада. Вот вход.
Ворота
Несмотря на то, что вход еще не достроен, посещение уже стоит 100 рупий (1$). Таким образом, видимо, происходит инвестирование)).

Внутри вас ждет незабываемый аттракцион «Подои на Шивалингам». Заходить по стрелке «Cow Shed» ("Коровопролитие" ахаха! но на самом деле, конечно, "коровник"). В тесном коридорчике стоит статуя коровы, прямо под ее выменем Шивалингам. Если дать специальной тете 10 рупий, то она даст тебе металлический шарик, который нужно опустить в специальную трубу. После всех этих манипуляций на лингам чудесным образом закапает молоко. Честное слово, мы вполне уважаем индуизм, но выползали оттуда просто ухахатываясь)))) Это так мило)))
Далее спускаетесь вниз. Там стоит подземный храмик вокруг сталогмита-лингама. А дальше собственно пещера. Не смотря на ясную погоду, внутри пещеры идет дождь, потому что вся она промыта той самой речкой.
На билетике написано, что пещера эта образовалась лет так 5000 назад и является одной из самых больших и красивых в Южной Азии. И нам понравилась. Самое удивительное, что вода так и уходит в какой-то невидимый слив внутрь земли. Сейчас еще воды очень много. Надо бы в сухой сезон еще разок ее посетить и посмотреть, как будет выглядеть водопад в пещере.
Билет

Что касается пещер, то на севере Покхары с ними тоже все хорошо. Вот тут я уже рассказывала, как мы были в пещере с самопроявленным мурти Ганеши – Махендра Кейв. На удивление у этой пещеры даже и сайт свой есть.
В непосредственной близости от нее, есть еще целый комплекс пещер с летучими мышами и без. Можно даже прогулку на лошадях устроить с посещением всех пещер. Там такой лес сосновый, как мы привыкли)))
Если захочется посетить достопримечательность более осмысленную и рукотворную, то в Покхаре, как и в любом городе Индостана, вагон и маленькая тележка всяких храмов, как буддийских, так и индуистских. Самые известные:
1. Ступа Мира, добраться можно на байке или на лодке и пешком в гору по лестнице через лес.

2. Храм Барахи на островке посреди Февы, добраться можно на лодке. В хорошую погоду с острова видны горы и их отражение на гладкой поверхности озера.

Расскажу легенду, о том, как образовался этот остров. Спустилась ночная богиня с головой вепря Барахи в деревню, притворилась странником и пошла искать крова у местных жителей. Никто ее к себе не пускал, одна только пожилая пара приютила и накормила. Наутро вышли старики во двор, а вся деревня под воду ушла. Вот. Потом на этом месте храм построили.
3. Храм Биндабашини, посвященный богине Дурге.

Каждую субботу там проходит ярмарка и жертвоприношения (хоть и не человеческие, но животных), толпы нарядных людей. Он находится на высоте 914м над уровнем моря, от туда тоже открывается хорошая панорама.
Из них мы были только на Ступе Мира, ведь мы не индуисты, а храм он все-таки в первую очередь храм, а не аттракцион.
Для тех, кому наука ближе, чем филосифия, в долине Покхары есть и музеи. Например, Международный Музей Гор. Расположен он на вершине холма, и кроме богатой экспозиции там можно увидеть и три «живых» восьмитысячника.
Для краеведов будет интересен Музей Естественной Истории Аннапурны (Annapurna Natural History Museum), где собрана коллекция из более, чем 600 видов бабочек, обитающих в Непале, а так же всяких растений и так далее.
Для любителей этнографии еще есть музей воинов-гуркхов и музей народности гурунг. Вот Лонли Плэнет расскажет, как их найти.
Вот, казалось бы, и почти все. Город-то маленький. Все посмотреть можно за неделю. Но, как только облака расходятся, мы опять едем на гору.)))
Если я о чем-то забыла или не знала, расскажите мне.
мы

Покхара, я люблю тебя

Чем дольше живем в Покхаре, тем дольше хочется в ней жить. Был бы среди нас хоть один кинооператор, начали бы снимать свой фильм из серии "Я люблю тебя".
А пока Серега заснял один обычный день с нашего балкона в режиме тайм-лапс.
На горе Ступа Мира, под горой озеро Фева, по дороге шныряют автобусы, мотоциклы и буйволы, по небу плывут облака, даря земле тень и прохладный дождь.
Вот такая она, любовь)))

П.с.: тем временем сегодня индийская рупия упала до рекордно низкой отметки 64.05 рупий за 1 доллар, а зависящих от нее непальских рупий в доллар влезло целых 101.71 шт. Мы пошли снимать деньги)))